Изменения в законодательстве, связанные с использованием рыболовных участков, – один из наиболее актуальных вопросов для рыбаков. В первую очередь, для добытчиков лосося. Некоторые риски удалось снять. Некоторые еще остаются.
В 2008 году государство впервые распределило морские и речные участки лова водных биоресурсов (прежде всего, лосося) на долгосрочный период в 20 лет. Договоры о предоставлении рыбопромысловых участков заключались с компаниями, которые были выбраны по итогам конкурсов, проведенных Федеральным агентством по рыболовству (ФАР). В прошлом году законодатель переименовал рыбопромысловые участки (РПУ) в рыболовные (РЛУ). Это повлекло перезаключение договоров в 2019-м, а также изменения в законодательстве. Рыбацкое сообщество в лице президента Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Германа Зверева и его коллег из других отраслевых объединений вовлечено в данный законотворческий процесс, чтобы исключить возможные риски для бизнеса.
Особенно это важно для таких регионов, как Камчатский край, где рыболовство играет ключевую роль в экономике. На нашем полуострове – 964 участка для любительского, традиционного и промышленного лова. С каждым из них так или иначе связано благополучие многих жителей региона.
Когда готовился проект федерального закона о внесении изменений в закон о рыболовстве в части проведения аукционов в электронном виде, возник риск применения процедуры аукционов к рыболовным участкам, договоры на которые были перезаключены в 2019 году. Законопроект предусматривал, что аукционы не назначаются в отношении участков, которые распределены на основании конкурсов. Но в связи с тем, что РПУ переоформлены в РЛУ, с формальной точки зрения они закреплены не в результате конкурсов, а на основании приказа Минсельхоза. ВАРПЭ добилась внесения необходимых уточнений в текст законопроекта до его внесения в Госдуму. Поправка устанавливает четкую юридическую правопреемственность между рыбопромысловыми и рыболовными участками.
Кроме того, предлагается дополнить статью 33.3 федерального закона о рыболовстве частью 3.1, которая исключает рыболовные участки, договоры на которые были заключены на основании конкурсов, из процедуры проведения аукционов после завершения срока действия договоров в отношении этих участков.
Важное значение также имеет процесс формирования перечней РЛУ в регионах. В октябре этого года по предложению Германа Зверева министерство рыбного хозяйства нашего края опубликовало проект такого перечня, чтобы камчатские пользователи участков могли сверить указанную в нем информацию с данными из их договоров во избежание ошибок.
Ряд компаний волнует, что произойдет, если участок, на который заключен договор, по той или иной причине не попадет в перечень. Станет ли это основанием для расторжения договора или применения к такому участку процедуры аукциона?
Герман Зверев направил в Федеральное агентство по рыболовству предложение посвятить этой проблеме отдельное совещание.
Есть и другие вопросы. Так, ФАР предписало указывать в перечне географические координаты всех участков. Однако для речных РЛУ не предусмотрен порядок использования географических координат. Согласно постановлению правительства от 14 июня 2018 года № 681 об утверждении правил определения границ рыболовных участков, при описании речных участков указывается расстояние от устья до верховья реки вдоль русла с учетом географического рельефа. Этот вопрос пока не решен. Его решение (выбор способа описания РЛУ в перечнях) предоставлено региональным властям.
«Считаю важным, чтобы Союз рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки и Ассоциация добытчиков лососей Камчатки представили в правительство региона консолидированное мнение о том, какой способ описания границ рыболовного участка на реке они считают приемлемым и обоснованным. При этом необходимо учесть подвижность устьев некоторых рек», – говорит Герман Зверев.
Еще одна тема для обсуждения – возможное изменение в постановление правительства № 681, которое содержит запрет на частичное наложение границ одного участка на границы другого. С такой инициативой выступили рыбацкие предприятия Сахалина, где существует проблема границ. Но что может произойти в случае снятия такого запрета в регионах, где границы РЛУ не пересекаются, и между ними есть «нейтральные зоны»? Не станет ли это основанием для создания новых рыболовных участков в данных «нейтральных зонах»?
Президент ВАРПЭ предлагает проанализировать и обсудить возможные последствия внесения изменений в постановление № 681 для Камчатского края.
Всего с 15 октября по 26 ноября в Федеральном агентстве по рыболовству состоялось уже шесть совещаний, посвященных рыболовным участкам. Пять из них провел зам. руководителя ведомства Пётр Савчук, одно – глава агентства Илья Шестаков.
«С моей точки зрения, ФАР достаточно полно и подробно общается с представителями отрасли, выслушивает проблемные вопросы и дает разъяснения», – считает Герман Зверев.
Дальнейшее обсуждение вопросов, связанных с использованием рыболовных участков, продолжится в следующем году. К началу красной путины – 2021 основная их часть должна быть решена, чтобы промысел прошел в штатном режиме.