Каждый десятый городской житель РФ в принципе не ест рыбу. Раз в неделю ее может себе позволить каждый третий. Каждый второй хотел бы потреблять больше, но не может. Это показало исследование, проведенное по заказу Рыбного союза и ретейлеров. По Росстату, среднедушевое потребление рыбы в РФ стагнирует, в ряде случаев – сокращается на десятки процентов за несколько лет. Судя по отчетам Росрыболовства, отрасль несколько лет демонстрирует почти рекордные показатели вылова. Как поясняют эксперты, индустрия попала в замкнутый круг: люди покупают мало рыбы из-за высокой стоимости, низкого качества, узкого ассортимента – производители не инвестируют в новые форматы, ведь им, похоже, интереснее экспорт.
Лососевая путина на Дальнем Востоке вышла в активную стадию: общий вылов достиг 200 тыс. т, это в 2,5 раза больше уровня 2020 года. Кроме того, показатель достиг отметки урожайного 2019 года (выловы лососевых сравнивают по четным и нечетным годам из-за особенностей жизненного цикла этих видов рыб). Такие данные обнародовало во вторник Росрыболовство. В целом по итогам 2021 года вылов лососевых видов рыб превысит 460 тыс. т, прогнозирует ведомство Ильи Шестакова. Причем лососевая путина 2019 года была одной из самых успешных в истории, тогда было освоено более 500 тыс. т.
Если говорить в целом про вылов водных биологических ресурсов, то итоги прошлого года, судя по прежним отчетам Росрыболовства, были близки к рекордному уровню 2018-го: в 2020 году вылов составлял 4,97 млн т, это практически соответствовало показателю 2019-го. А рекордным был вылов 2018-го, составивший более чем 5 млн т – впервые за 26 лет.
Но ни повышенное внимание властей, ни успехи рыбной отрасли не помогли преодолеть многолетний рыбный кризиc на потребительском рынке. Как сообщил Росстат, потребление всеми домохозяйствами рыбы и рыбопродуктов в стране составило в прошлом году около 22 кг в среднем на члена домохозяйства. И этот показатель практически не менялся на протяжении многих лет: с 2012 года (с перерывом на 2015-й, когда потребление составляло 21 кг на человека в год).
Однако, как выяснилось, достижения отрасли должны продемонстрировать цифры после запятой, которые во многих отчетах обычно округляются.
«Начиная с 2017 года наблюдается исключительно положительная динамика в части потребления рыбы и рыбной продукции в домашних хозяйствах РФ. В 2017 году потребление рыбы и рыбопродуктов в домашних хозяйствах составило 21,5 кг на душу населения. В 2018 году этот показатель вырос до 21,7 кг на душу населения, а в 2019-м – до 21,9 кг. В 2020 году, по данным Росстата, в среднем на одного человека уровень потребления составил 22,2 кг, что на 1,4% выше показателя 2019-го и на 3,2% выше показателя 2017 года», – сообщили в объединенной пресс-службе Росрыболовства. Не уточнив, идет ли речь о потреблении рыбы в живом весе (в весе сырца, с потрохами) или в товарном.
Между тем, как сообщал ранее Интерфакс, реальное потребление рыбы в РФ с 2012 года снизилось почти на четверть, составив в 2019-м не более 12,9 кг в товарном весе на человека. При этом, как он пояснял, статистика с 2013 года стала учитывать среднедушевое потребление рыбы и рыбопродуктов в живом весе (в сырце), что не соответствует реальному потреблению.
Помимо этого, Росстат ранее приводил и другие данные – в частности, результаты своих выборочных наблюдений за рационом питания россиян за 2013 и 2018 годы. И в этом случае статистическое ведомство фиксировало сильнейшее сокращение потребления – почти на треть. Так, потребление рыбы и рыбопродуктов за указанный период сократилось в случае женщин с 20,4 до 14,4 кг на человека в год, а в случае мужчин – с 27,1 до 19,5 кг.
«Ловим все больше, но рыба – товар глобального рынка, соответственно дорожает во всем мире. А с учетом динамичного ослабления рубля и падения уровня доходов населения, при отсутствии мер протекционизма, российские рыба и морепродукты становятся все менее доступными для массового российского потребителя, – сообщил председатель Рыбного союза Александр Панин. – Покупатель переключается на более дешевые виды белка».
«Вторая большая проблема, присущая не только России, но и ряду развитых стран, – изменения вкусовых и потребительских предпочтений, – продолжил он и дал такую рекомендацию: – Нужен комплексный подход бизнеса, государства, науки в направлении популяризации и увеличения внутреннего потребления».
Как показало исследование, проведенное весной этого года центром социального проектирования «Платформа», Рыбным союзом и X5 Group, 56% из 1 тыс. опрошенных жителей городов РФ с населением 100 тыс. и более считают, что употребляют рыбу недостаточно, реже, чем хотели бы. При этом 12% опрошенных практически не едят рыбу, рыбные продукты ни в каком виде (потребляют ее реже нескольких раз в полгода или не едят вообще). Еженедельно может себе позволить рыбу примерно каждый третий – 32% респондентов.
«Цена, качество и формат продукта – «три кита» снижения спроса на рыбу, – сообщается в материалах исследования. – У каждого участника отрасли свои проблемы: у потребителя – высокая стоимость (75% респондентов едят рыбу реже по этой причине), у ретейлеров – сложность продаж и слабая проактивность поставщиков и производителей, у переработчиков – низкие инвестиции в развитие внутреннего рынка и отсутствие четкого регулирования, у рыбаков – отсутствие современной инфраструктуры и нестабильность рубля».
Исследователи добавляют: около 66% опрошенных россиян утверждают, что за последние два-три года цены на рыбу ощутимо выросли. Более трети – 37% респондентов – считают, что хорошую, качественную рыбу, рыбные продукты могут позволить себе только обеспеченные люди. Кроме того, 67% опрошенных согласны, что качество рыбной продукции на прилавках слишком низкое, около 56% говорят, что сейчас сложно найти хорошую рыбу.
«Развитие рыбной индустрии попадает в замкнутый круг: население покупает мало рыбы из-за высокой стоимости, низкого качества и узкого ассортимента; вследствие низкого спроса розница не увеличивает закупки; производители, ответственные за высокие логистические издержки, не имеют ресурсов для инвестиций в новые форматы продукции и не занимаются продвижением, поиском новых ниш», – делают вывод авторы исследования.
По их мнению, для увеличения спроса на рыбу необходимо объединить усилия всем заинтересованным участникам и разработать программу, направленную на повышение осведомленности населения о пользе рыбы и критериях ее качества, включая информирование о потребительских свойствах недооцененных видов рыб, на разработку широкого ассортимента полуфабрикатных изделий, которые будут отвечать требованиям здоровой продукции, и т.д.
«Среднедушевое потребление рыбы в России ниже рекомендуемых врачами норм. Если говорить про возрастные группы, то молодежь не покупает рыбу, чему есть ряд причин. Это негативные ассоциации от потребления рыбы в детских садах и школах в связи с ее невысокими вкусовыми качествами. При этом молодежь делит рыбу на два сорта: красная и белая, они не знают о всем ее многообразии. А в магазинах часто присутствует рыба невысокого качества и непрезентабельного вида, что опять же не стимулирует спрос на нее», – продолжает доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Светлана Казанцева. Вылов же, по уточнению эксперта, увеличивается за счет роста экспорта. Так, в 2020 году экспорт рыбы вырос в натуральном выражении на 8,5% и составил 1,7 млн т – это был рекорд. В стоимостном выражении он снизился на 3,5% и составил почти 2,8 млрд долл., что, однако, тоже достойный результат.
При этом перед рыбной отраслью стоят и другие вызовы – связанные с экологией. «Рыбаки экспортируют рыбу и получают большую прибыль, чем при ее сбыте на внутреннем рынке. Задача у государства тут только сделать так, чтобы деньги от экспортных операций возвращались в Россию и вкладывались в рыбохозяйственную отрасль – в развитие глубокой переработки, повышение эффективности промысловых мощностей, обеспечение долгосрочной устойчивости промыслов через экосистемный подход управления, – говорит главный координатор программы WWF России по устойчивому морскому рыболовству Александр Моисеев. – За последнее десятилетие благодаря в основном поступлению валютной выручки рыболовные компании делали значительные вложения в развитие перерабатывающих мощностей и строительство нового флота». Экономически обоснованно, хотя и сделать можно было бы гораздо больше, не находись, как уточняет эксперт, часть компаний в оффшорах.
Главной и масштабной проблемой, по словам Моисеева, можно считать необходимость вовремя реагировать на происходящие климатические изменения и связанные с этим флуктуации численности и ареалов традиционных промысловых объектов. «Для этого необходимы как развитая система научного мониторинга (в настоящее время финансирование отраслевой науки большинство специалистов признает недостаточным), так и воля для принятия на местах непопулярных мер по сокращению объемов общих допустимых уловов, квот, числа промысловых участков, флота и т.д. Если не успеть принять верные, порой болезненные решения, можно подорвать численность промысловых популяций до пределов, с которых они уже никогда не смогут восстановиться», – предупреждает Моисеев.
«В отличие от минеральных ресурсов водные биологические ресурсы подвержены существенным колебаниям численности, в том числе из-за изменений климата. И помимо повышения температуры один из серьезных факторов, о котором мало говорят, — это так называемое «закисление» океана, повышение его кислотности, что может в целом подорвать основу всей океанской экосистемы, — продолжил старший советник программы по устойчивому рыболовству WWF России Константин Згуровский. — Второй существенной угрозой является так называемый ННН-промысел (незаконный, несообщаемый, нерегулируемый), а проще говоря — браконьерство». Следующая проблема, по словам эксперта, нечувствительность рынка к сомнительному происхождению рыбопродукции.
Для разных видов промысла мы видим разные экологические задачи, добавил координатор проектов по устойчивому рыболовству Баренц-отделения WWF Алексей Голенкевич. Хотя общей, наиболее амбициозной задачей для всех видов тралового промысла, но особенно для промысла минтая, эксперт назвал разработку и внедрение системы прямого взвешивания уловов: инструментальное определение массы уловов в автоматическом режиме. По его словам, эта система позволит повысить эффективность использования водных биологических ресурсов. Голенкевич указал и на такие важные задачи, как создание института независимых наблюдателей, снижение рисков брошенных, утерянных орудий лова и рыболовного мусора, снижение углеродного следа от рыболовства.