По данным отраслевой системы мониторинга на 18 августа 2019 года, суммарный вылов сардины иваси, скумбрии и сайры российскими пользователями составил почти 41 тыс. тонн, что в 2,3 раза или на 23 тыс. тонн превышает уровень 2018 года.

Андрей Педченко, кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ВНИРО», начальник океанографического отряда экспедиции:

Развитие рыбопромышленного комплекса Сахалинской области (РПК) по оптимистичному варианту возможно в соответствии с решениями компаний отрасли по модернизации производственно-технологических мощностей, рыбопромыслового флота, развитии логистической инфраструктуры, товарной аквакультуры и марикультуры.

Свежий улов дальневосточного лосося доставила в центр России группа компаний «Доброфлот» Северным морским путем.

Около 3 тонн крабовой продукции и свыше 70 килограммов рыбы лососевых пород и икры изъяли из незаконного оборота сотрудники Пограничного управления ФСБ и УМВД России по Приморскому краю.

Росрыболовство собирается реализовать на аукционе право на добычу глубоководных крабов-стригунов (красного и ангулятуса), которые запрещены для продажи в России.

Объем добычи тихоокеанских лососей составил 383, 34 тыс. тонн, что на 46,5% выше показателя на аналогичную дату 2017 года.

Первое в нынешней путине рыбоучетное заграждение будет введено в действие на реке Курилка — такое решение приняла сегодня, 9 августа, областная комиссия по регулированию добычи анадромных видов рыб.

Почти 700 тонн продукции аквакультуры экспортировали и отправили на собственную переработку хозяйства Приморья.

В Ангаро-Байкальском территориальном управлении с 1 августа по 15 ноября усилены мероприятия по охране нерестового омуля.

Рыбопромышленники попросили правительство выделить 20 млрд руб. из Фонда развития промышленности (ФРП) на модернизацию верфей в Приморском и Хабаровском краях.

6 августа три косатки из бухты Средняя благополучно были выпущены в Охотское море.

9 августа начнёт работу закон, по которому за нелегальную торговлю рыбой грозит штраф до 100 тысяч рублей.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сегодня продегустировал икру на рыбоперерабатывающем заводе «Ясный» на острове Итуруп.

В третьей партии животных будет выпущено три косатки: крупная самка, самец и молодая самка.

Путина-2019 в островном регионе никак не наберёт привычного для этой поры темпа.

Практически через неделю после официального открытия путины горбуша появилась возле острова Итуруп.

В Росрыболовстве состоялось пятое заседание штаба по вопросам организации и проведения лососевой путины 2019 года в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне.

300 тысяч шт. молоди осетра амурского и 100 тыс. штук молоди калуги выпущено российскими и китайскими специалистами в пограничные воды Амура.

Вылов тихоокеанских лососей уже на 55 процентов превышает показатели аналогичного периода прошлого нечетного года. 

Глубоководных животных передали в Приморский океанариум с борта научно-исследовательского судна "Академик Опарин".

Путинный прогноз «Сайра, сардина, скумбрия-2019» был представлен на биологической секции Ученого совета Тихоокеанского филиала ВНИРО (ТИНРО).

На состоявшемся в Осака саммите G20 и по его окончании прошедшей там же 26 встречи «тэт – а - тэт» президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ так называемый «курильский вопрос» вновь привлек внимание общественности двух стран, японских и российских политиков, а также обозревателей.

Специалисты Тихоокеанского филиала ВНИРО рассказали о результатах работы НИС «Дмитрий Песков» в открытых тихоокеанских водах и в Охотском море на заседании биологической секции Ученого совета ТИНРО.

Жители дальневосточной столицы могут приобрести горбушу от 150 рублей, навагу – от 84 рублей за килограмм.

К середине июля вылов тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке составил 61,4 тыс. тонн, что на 15,4 тыс. тонн или 33% больше чем в 2017 году (из-за особенностей жизненного цикла рыбы традиционно сравнивают показатели четных и нечетных годов).

С началом каждой очередной лососевой путины встает непраздный вопрос: как победить или хотя бы обуздать незаконный вылов рыбы? В этом году было решено пойти по нетрадиционному пути: а именно, найти возможность ограничить вывоз икры из региона в ручной клади и багаже авиапассажиров. Таким образом, как считают некоторые, браконьеры лишатся экономической мотивации.

Вопрос о декриминализации рыбной отрасли и мерах по недопущению вывоза значительных объемов незаконно добытой икры рыб лососевых пород в багаже пассажиров под видом продукции, транспортируемой для личного потребления, обсуждался на координационном совещании по обеспечению правопорядка в Камчатском крае 3 июня.

Ни для кого не секрет, что в местном аэропорту издавна прописались несколько групп «икрокурьеров», которые предлагают авиапассажирам с малым количеством багажа «прихватить» до Москвы 25-килограммовые куботейнеры или коробки с икрой, которую в столице нужно передать адресатам. Отправители груза обычно берут на себя оплату дополнительного места багажа отзывчивых граждан и не скупятся на вознаграждение. Из-за активной «работы» отправителей икры в отдельные месяцы в аэропорту у стоек регистрации обычно скапливаются большие очереди.

Сегодня законодательно не установлены ограничения на перевозку этой продукции для личного потребления. С авиапассажиров не требуют каких-либо документов, подтверждающих законное происхождение деликатеса. Существуют лишь ограничения для иностранцев, которым за пределы РФ можно вывозить не более 5 кг икры на человека.

Изменить закон на благо большинства

Сколько нелегальной икры таким способом вывозится с полуострова? Когда, в каких объемах и в рамках каких законов региональные власти планируют ограничить авиапассажирам нормы вывоза красной икры?

Свои информацию и предложения на этот счет в краевое правительство адресовало управление Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу.

По оценке ведомства, «икротрафик» может исчисляться несколькими сотнями тонн за год. Так, в летне-осенний период за пределы Камчатского края по различным направлениям вылетает 32 рейса в неделю, а статистика показывает увеличение количества перевозимого багажа в период с июля по декабрь не менее чем в два раза.

Подсчитано, что по направлению Петропавловск-Камчатский — Москва отмечаются следующие объемы перевозки багажа: с февраля по июнь — около 6800 кг; с июля по август — около 8000 кг; с сентября по январь — около 11000 кг. То есть в период лососевой путины объемы вывоза резко возрастают.

Согласно тарифам авиакомпании «Аэрофлот», которая летом с территории Камчатского края осуществляет 14 рейсов в неделю, стоимость перевозки сверхнормативного багажа составляет 2500 рублей за каждое второе место весом 23 кг и 7500 рублей за каждое третье и последующее место весом 23 кг. А это существенно ниже, чем при отправке грузов транспортными компаниями через грузовой терминал.

Речь при этом идет о вывозе икры не только авиапассажирами. В 2018 году отмечались значительные отправки лососевой соленой икры посредством EMS-отправлений (около 500-700 кг) в Москву, Хабаровск, Владивосток, Новосибирск. С учетом низкой стоимости EMS-отправления (200 рублей за 1 кг) и низкой цены контрафактной рыбопродукции данный вид отправки весьма популярен.

«Приказом № 589 Министерства сельского хозяйства определено, что все промышленные партии продукции животного происхождения, предназначенной для реализации, должны сопровождаться документами, подтверждающими качество и безопасность, — комментирует ситуацию Константин Кудзин, заместитель руководителя управления Росссельхознадзора по Камчатскому краю и ЧАО. — Но этот же приказ говорит о том, что продукция, перевозимая для личного потребления, не сопровождается никакими документами. Таким образом, в законодательстве образовалась брешь, позволяющая наладить отлаженный трафик по вывозу с Камчатки в другие регионы больших объемов икорной продукции сомнительного происхождения и качества. Правила авиаперевозок также устанавливают, что гражданин может заранее подать заявку на перевозку большого объема груза».

Мало у кого вызывает сомнение тот факт, что продукция вывозится именно с целью реализации. Абсурдно утверждать, что один человек везет на материк 200 кг икры с целью угостить родственников. Эксперты настаивают и на том, что это — путь вывоза браконьерской продукции. Ведь если икра идет через коммерческий склад, инспекторы проверяют наличие необходимых документов, и незаконно произведенная продукция таким способом не проходит.

Служба авиационной безопасности все видит и тоже негативно относится к данному явлению, но ничего не может сделать в рамках своих полномочий. Такие объемы багажа – это большой износ контрольной аппаратуры и транспортеров, постоянные поломки. Задерживаются рейсы, потому что на досмотр таких объемов багажа уходит больше времени, чем предполагается нормативом. Плюс к тому, граждане, везущие сверхнормативный багаж, становятся в длинную очередь на доплату, а остальные пассажиры сидят и ждут, когда «барыжный» груз будет досмотрен и оплачен. Сами же авиаперевозчики, имея колоссальную прибыль от оплаты сверхнормативного багажа, ничего против такой ситуации не имеют. 

Между тем, под вопросом оказывается жизнь и здоровье потенциальных потребителей икры, неизвестно как произведенной, перевозимой ведрами и куботейнерами, в то время, как температура в багажном отделении — 20 градусов С. Но все вновь упирается в то, что предназначена она якобы для личного потребления.

Как считают в Россельхознадзоре, пути решения проблемы — в изменении законодательства, в частности, необходимо внести изменения в правила перевозки грузов авиатранспортом. «Законодательство необходимо совершенствовать на благо большинства, а не отдельно взятых личностей. Из региона в регион продукция животного происхождения должна перемещаться с подтвержденными качеством и безопасностью, и ее объем должен быть разумным, — говорит К. Кудзин. — Можно ориентироваться на нормы потребления, определенные Минздравом, а это около 22 кг на человека, но решение, конечно, за законодателем».

Прося правительство Камчатского края выйти с соответствующей законодательной инициативой, Россельхознадзор пока ведет речь только об икорной продукции, поскольку возможность неограниченного вывоза стимулирует браконьерство.

А как быть с ЕМС-отправлениями — ситуация пока непонятная. В отделениях «Почты России» висят объявления о том, что скоропортящиеся грузы к пересылке не принимаются. Но досматривать отравления у почтовиков полномочий нет, как нет и желания, ведь это статья немалой прибыли.

Впрочем, по словам министра рыбного хозяйства Камчатского края Андрея Здетоветского, сейчас готовится обращение к руководителям организаций, осуществляющих ЕМС-отправления. «Этим организациям будет вполне по силам не допустить оборота незаконно добытой продукции через их инфраструктуру», — считает министр. 

Министр рыбного хозяйства: лишить браконьеров мотивации

Со времени проведения координационного совещания прошло более месяца. Как продвигается инициатива, какие рассматриваются варианты относительно норм вывоза икорной продукции на одного человека? В чем выиграет край с точки зрения экономического эффекта? Да и обыватель задается вопросом: быть может, икра на рынке подешевеет?

Как сообщил министр рыбного хозяйства Камчатского края Андрей Здетоветский, предложения по внесению изменений в нормативные акты в настоящее время готовятся.

«Мы предварительно проработали и предложили вариант по норме вывоза объемом 32 кг на одного человека», — сказал министр.

«Необходимо искоренить браконьерство, как явление, в целом. Тогда и показатели состояния запасов улучшатся. Это и есть экономическая цель, о которой в данном случае уместно говорить, — отметил А. Здетоветский. — А увеличение объемов законно добываемой рыбы всегда благотворно отражается и на ценообразовании. Но, в основном, мы говорим именно о необходимости пресечения браконьерства как явления, негативным образом влияющего на состояние общества и создающего экономическую базу для преступников».

Почему необходимость изменить законодательство возникла именно сегодня? По словам министра, назрела она давно, и, как минимум, в течение двух лет предметно обсуждалась и прорабатывалась в правительстве Камчатского края. Кстати, именно два года прошло с тех пор, как по инициативе Росрыболовства икра ценных пород рыб была внесена как товарная номенклатура для прослеживания в рамках национальной системы оборота товаров в государственную комиссию по борьбе с контрафактом.

«Таким образом, мы усиленно переходим к тому, чтобы борьба с браконьерством велась не только на реке, но и на других участках, где необходимо подключить государственный контроль, — отметил министр. — В частности, на этапе перевозки. Ведь именно реализация формирует экономическую базу для следующих преступлений. Если их ликвидировать, то и мотивации у браконьеров не будет. Это последовательное и поступательное эволюционное развитие системы контроля и надзора, поиск новых эффективных механизмов».

Сколько времени необходимо правительству края для внесения актуальной законодательной инициативы? «Некоторые документы уже направлены в Минпромторг, пока вне рамок законодательной инициативы, — сообщил А. Здетоветский. — Сейчас анализируется, какие поправки и в какие нормативные акты следует вносить. Для формирования окончательного варианта предложений губернатор обозначил срок – до сентября текущего года».

Всё закончится поборами

Сергей ТИМОШЕНКО, председатель «Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки»:

— Мы неуклюже наступаем на одни и те же грабли, и собираемся сделать это уже в третий раз. Впервые в начале 1990-х годов местные законодатели решили, что вывозить с Камчатки через аэропорт грузы можно только в обмен на ввоз какого-либо продовольствия. Тогда это было продиктовано продуктовым дефицитом. Просуществовало такое требование в течение года, пока не вышли нормативные документы о том, что это незаконное ограничение. И в течение этого года, и еще полугода после отмены нововведения в аэропорту требовали соблюдать незаконное решение. А на деле брали взятки за отправку грузов. Это была кормушка, а икра продолжала вывозиться. Мзду перестали требовать только после вмешательства правоохранительных органов.

Второй неудачный опыт – когда в России вступили ограничения на перевозку черной икры. В Москве, в аэропорту Шереметьево, поборы стали совершенно открытыми. Проход с икрой стоил 100 евро. Все это было и может повториться.

В 2019 году значительно увеличился размер ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам. Теперь за один экземпляр нелегально добытой нерки, независимо от размера и веса, придется заплатить 11575 рублей, чавычи и кижуча – 10635 рублей, кеты – 2009 рублей, горбуши – 961 рубль. Такса для расчета ущерба за 1 кг красной икры составляет 27455 рублей.

В связи с этим браконьеры попадают под уголовную ответственность, если при них будет обнаружено 9 экземпляров нерки, 10 экземпляров чавычи и кижуча или 3,7 кг икры лососевых видов рыб.

Мария ВЛАДИМИРОВА 
 

Губернатор нашего края Владимир Илюхин обозначил на Международном рыбопромышленном форуме МРФ-2019 задачи отраслевого кластера Камчатки.

На полуострове предполагается наращивать портовые мощности для работы с морепродуктами.

В Амурском заливе в районе острова Русский рыбаки поймали рыбу, которая пользуется дурной популярностью.

Реализацию соглашения между правительствами России и Гвинейской Республики о сотрудничестве в области рыбного хозяйства обсудили заместитель министра сельского хозяйства России – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков с министром рыболовства, аквакультуры и морского хозяйства Гвинейской Республики Фредериком Луа накануне III Международного рыбопромышленного форума и Выставки рыбной индустрии, морепродуктов и технологий, которые пройдут с 10 по 12 июля в Санкт-Петербурге.

Объединенная судостроительная корпорация планирует разместить на ПАО «Амурский судостроительный завод» в Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край) заказы на строительство не менее пяти судов-краболовов, сообщил президент корпорации Алексей РАХМАНОВ во время посещения завода.

По данным мониторинга оптовых цен Росрыболовства, за предшествующую неделю, с 1 по 7 июля, цены в оптовом сегменте внутреннего рынка мороженой рыбы сохранили курс на понижение.

Правительство России решило внести изменения в распоряжение № 1697-р.

Специалисты Тихоокеанского филиала ВНИРО проанализировали информацию, полученную с НИС «ТИНРО», завершающего исследования в северо-западной части Тихого океана. 

За июнь камчатские рыбаки выловили более 6,6 тысячи тонн лососей.

Правительство России утвердило план мероприятий по реализации Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2017 г. № 2469-р. Документ, подписанный председателем правительства России Дмитрием Медведевым, опубликован на официальном сайте кабинета министров.

"Установление требования по строительству объектов инвестиций рыбопромысловых судов для добычи (вылова) краба в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне на верфях Дальневосточного федерального округа может создать дискриминационные условия для других судоверфей РФ, которые также готовы обеспечить строительство инвестиционных объектов", - говорится в письме ФАС в адрес Росрыболовства, которое ранее просило антимонопольный орган представить позицию по этому вопросу.

В бассейн реки Амур к 25 июня выпущено более 70 млн штук молоди кеты.

Специалисты завершили выпуск животных, доставленных к мысу Перовского.

В июне этого года экологи АЛРОСА выпустили более 1,6 миллиона личинок сиговых пород в водные объекты Якутии.

На западе Камчатки нерка поднялась к нерестилищам в истоках рек, в том числе в озеро Начикинское.

20 июня в районе реки Поронай на западном побережье залива Терпения пресечена деятельность группы лиц, осуществляющих незаконную добычу краба в запрещенный период.

Перспективы развития аквакультуры в Ростовской области обсудили на прошедшем в областном правительстве заседании рыбохозяйственного совета под председательством первого заместителя губернатора области Виктора Гончарова.

Комитет Государственной Думы Российской Федерации по государственному строительству и законодательству на заседании 19 июня одобрил для рассмотрения в первом чтении поправки в законодательство, предусматривающие усиление административной ответственности за нарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Форель, семга, осетрина, белуга…

На Камчатке продолжается лососевая путина.

Специалисты ВНИРО и его Тихоокеанского филиала приняли участие в заседании Комиссии по анадромным видам рыб северной части Тихого океана (НПАФК), проходившем в Портлэнде (США).

Совместная экспедиция специалистов Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, его Тихоокеанского (ТИНРО) и Полярного (ПИНРО) филиалов должна существенным образом пополнить знания о современном состоянии запасов и биоразнообразии водных биологических ресурсов в арктических морях России, а также условий среды их обитания.